Тонкое дело Востока. Часть 6.

Тонкое дело Востока. Часть 5.

Русский Дальний Восток

В конце XIX века для обеспечения интересов России в Тихоокеанском регионе была построена Транссибирская железнодорожная магистраль. Ее составной частью стала Китайская Восточная железная дорога, проходившая через Северо-восточный Китай.

Тогда же был основан город Харбин – индустриальный и культурный центр региона. Русские строители, железнодорожники и служащие переехали в Харбин для работы на железной дороге. В российской литературе до сих пор так и не выяснено происхождение названия города, хотя существует несколько различных версий возникновения этого слова.Все исследователи сходятся в том, что Харбин — слово не китайское, и иероглифы, которыми оно пишется, можно перевести по-разному. Одни переводят слово (Ха-эр-бинь) как «высокий берег», другие — как «веселая» или «красивая (хорошая) могила», третьи вовсе считают перевод бессмысленным. Одна из попыток пролить свет на происхождение слова «Харбин» исходит из монгольского слова «хараба» — «баранья лопатка», так как возвышенность, где впоследствии был разбит Новый город, походила (с высоты птичьего полета) на её очертания. Существует также мнение, что название взято из маньчжурского языка и означает «брод» или «переправа».

Вид набережной реки Сунгари

Вид набережной реки Сунгари

Возведенный русскими людьми Харбин после гражданской войны стал российским городом на чужбине. Его развитие после 1920 года стимулировал мощный приток эмигрантов. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.

Именно эмиграция занесла сюда много людей с большим разносторонним опытом и выдающимися дарованиями. Здесь оказались ученые, журналисты, артисты. Возникли гимназии, высшие учебные заведения, библиотеки, музеи, музыкальные общества, театры. Сложились наиболее благоприятные условия для сотрудничества и сближения русской и восточной культур. Русские эмигрантские общины также существовали в Шанхае и других городах Китая. Эмигрировали в Китай и многие известные жители Екатеринбурга: последний глава города Александр Евлампиевич Обухов, археолог Владимир Яковлевич Толмачев, семья известных предпринимателей и общественных деятелей Злоказовых, ученый Петр Петрович Веймарн.

Многие из харбинцев вернулись на родину после продажи КВЖД в 1935г. Больше половины из них были репрессированы. Уцелевшие скрывали «китайскую» часть своей биографии. Следующие волны возвращения на Родину случились в 1940-е и 1950-е гг. Эти переселенцы, а также их потомки и сегодня живут на Урале. Значительная часть русских харбинцев и шанхайцев эмигрировала в Австралию и южную Америку.

Среди собирателей восточных коллекций музея особенное место по праву принадлежит действительному члену УОЛЕ Георгию Игнатьевичу Левитскому. В 1894-1895 гг. он совершил кругосветные морские путешествия в качестве флотского священника, побывал во многих странах Дальнего и ближнего Востока, Китае, Японии, на острове Цейлон и в др. местах, где собрал большие коллекции национальных бытовых вещей и произведений искусства. В конце 1894 года Г.И. Левитский вернулся в Екатеринбург и 12 ноября 1894 г. Выступил с сообщением о своем путешествии. В документах УОЛЕ сохранилось небольшое упоминание этого события: «12 ноября священник Г.И. Левитский сделал очерк своего путешествия на дальний Восток, иллюстрируя свое сообщение демонстрацией привезенных им для музея коллекций морских раковин, этнографическими предметами и многочисленными фотографическими видами. Многолюдное собрание наградило почтенного докладчика дружными рукоплесканиями». В 1896 г. В музее УОЛЕ Левитский организовал выставку своих коллекций, которая была с интересом принята екатеринбуржцами.

Георгий Игнатьевич Левитский

Горожане приходили полюбоваться на экзотические вещи. Здесь были отличающиеся тонкой работой статуэтки, связанные с распространенными на Востоке вероучениями – конфуцианством, даосизмом, буддизмом, изделия из фарфора, акварельные листы с изображениями придворных дам и бытовых сценок, сюжетные шелковые вышивки, японские веера, расписанные ирисами, пионами, цветущей сакурой, порхающими бабочками.

DSCF1207

Через несколько лет после первой «восточной» выставки Левитский передал значительную часть своих вещей в фонды музея. После смерти Г.И. Левитского по его духовному завещанию в музей поступила оставшаяся часть восточных предметов.

DSCF1200 DSCF1201 DSCF1202 DSCF1204

Тонкое дело Востока. Часть 7.

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • Хочу к Меладзе 5 Проверка PR и ТИЦ
    Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU