Тонкое дело Востока. Часть 3.

Тонкое дело Востока. Часть 2.

Традиционная Япония

япония

Ранняя культура Японии формировалась в результате тесного взаимодействия различных культурных и антропологических компонентов. Наибольшее значение имел морской путь, обеспечивавший связь с Корейским полуостровом и Китаем. Культурные связи с Китаем были чрезвычайно важным фактором в развитии Японии. Именно из Китая через Корейский полуостров были заимствованы иероглифическая письменность, стихосложение, основные учения и верования. Причем эти заимствования были добровольными, а значит японцы имели возможность выбора – перенимались и укоренялись лишь те вещи, идеи и институты, которые не противоречили уже сложившимся местным устоям. Однако последующая закрытость и изолированность страны привели к консервации особенностей местного менталитета и стиля жизни, выработали стойкое убеждение в уникальности Японии, ее культуры и исторического пути.

японские предметы

Один из главных символов Японии – традиционная религия, Синтоизм. Основа синто – в поклонении и обожествлении природных сил и явлений. Синто, как религиозная философия, стала развитием анимистических верований древних жителей японских островов. Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII-VIII вв. н.э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе формирования синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчиненное положение. В 712 году создается хроника «Записи о деяниях древности» (яп. Кодзики), а в 720 году – «Анналы Японии» (яп. Нихон сёки). Эти мифологические своды стали основными текстами синто и приобрели определяющее значение для японской культуры вплоть до ХХ века.

микоси

Микоси (яп. букв. божественный паланкин, встречается написание (яп. уважаемый паланкин)) — переносное священное хранилище в синтоизме, в котором перемещаются ками (духи), обитающие в хранящихся в микоси священных предметах — синтай (как правило, это мечи, зеркала, драгоценности).

Для Японии характерно наличие синто-буддийского синкретизма. Буддизм, также заимствованный из Китая через Корею приобретает официальный статус в VI веке поскольку буддизм становится государственной религией Японии.

Однако, несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, а все это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. На основе синтоизма родилась концепция «кокутай», которую можно назвать национальной идеей японского государства. Сутью кокутай был тезис, что «великой Японской империей правит непрерывная в веках династия императоров по повелению основатиеля государства». Исходя из него, выстраивалось представление о государстве как о семье, где волей обладал только император, а основой жизни его подданных были верность и почтение.  И почтение. Сами японцы объявлялись избранной нацией, ведущей родословную от богов-ками. Этот идеологический конструкт сыграл значительную роль в последующем укреплении японского милитаризма и обосновании военной экспансии Японии в ходе Второй Мировой войны.


япония

Фарфор — значительная страница традиционной культуры Японии. Его история насчитывает четыре столетия существования. По сравнению с другими странами дальневосточного региона — Китаем, родиной фарфора, и Кореей, где первые фарфоровые изделия появляются уже в X веке, — это относительно молодое искусство. Однако, стремительно преодолев этап становления и вобрав опыт предшественников, оно сумело стать заметным явлением в мировой художественной практике.

Интерес к этой области японского декоративного искусства чрезвычайно велик. Ей посвящены фундаментальные монографии и многочисленные статьи, освещающие различные аспекты истории, производства, типологии и эстетики японского фарфора. При всем том, многие вопросы по сей день остаются без аргументированных ответов, поэтому процесс изучения активно продолжается. В Японии ведутся раскопки старых печей и поиски документации, за пределами страны организуются выставки произведений из музейных хранилищ и частных собраний, рассеянных по всему миру. Последнее особенно важно, поскольку целый ряд видов продукции XVII–XIX вв. предназначался на экспорт и на родине практически отсутствует.

фарфор

Интерес к фарфору сформировался в Японии в период Муромати (1333–1573), когда возобновилась торговля с Китаем, которая с перерывами велась с древнейших времен. Импорт обслуживал феодальную верхушку во главе с сёгунами Асикага. Сёгунская ставка и резиденция располагалась в районе Муромати императорской столицы Киото, т.е. по существу в непосредственной близости от императорского двора, которому военные правители старались подражать, стремясь превзойти по утонченности, блеску и роскоши. При сёгуне формируется институт добосю — «советников по культуре», отвечавших за отбор и оценку карамоно — вывозимых из Китая предметов искусства.

японские вазы

В свою очередь, в течение всего XIV века в Японии создавалась технологическая база для начала производства фарфора. Под влиянием дзэнской эстетики складывался канон чайной церемонии ваби-саби, в которой огромная роль отводилась керамике. В результате к началу XVII века в стране функционировало множество печей, изготавливающих керамические изделия. Интенсивность роста производства в значительной степени обеспечивалась деятельностью корейских мастеров, насильственно вывозимых в Японию во время корейских военных походов Тоётоми Хидэёси (1516–1598), предпринятых в последнее десятилетие XVI века. Именно этим гончарам суждено было стать создателями первых образцов фарфоровых изделий на территории Японии и наставниками японских керамистов.

фарфор

Следует отметить, что как первые шаги в изготовлении, так и последующее развитие производства, и формирование художественных особенностей традиционного фарфора Японии полностью укладывается в эпоху Эдо (1603–1868) — достаточно короткий период позднего средневековья.

DSCF1166

Тонкое дело Востока. Часть 4.

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • Хочу к Меладзе 5 Проверка PR и ТИЦ
    Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU