Фрида Кало ( Frida Kahlo de Rivera)

frida

Фрида Кало

«Ни один человек не представляет собою больше чем функцию или часть общей функции… Мы направляем себя к себе через миллионы сущностей: камни — птиц — в звезды — микробов — фонтаны — к себе. Многообразие единичной неспособности миновать двух, трех и так далее — для того чтобы вернуться к единице. Но не к сумме в (иногда называемой Бог, иногда свобода, иногда любовь) — нет — мы всегда были ненависть — любовь — мать — дитя — растение — земля — свет — светило — и так далее — мир, дающий мир — космос и космические частицы». Фрида

Сегодня я хочу рассказать вам о самой удивительной художнице с нелегкой трагической судьбой. На ее долю выпало множество испытаний, травм, операций, несчастная любовь, предательство. Но жизнь ее не сломила. Все, что не может нас сломить, делает нас сильнее и Фрида Кало это доказала всему миру. Ее оптимизму и жизнелюбию можно позавидовать. Однако, что было бы с ней, если бы не творчество? Чем бы занимала себя молодая девушка лежа в постели многие дни, месяцы после травм и операций? Скорее всего загоняла бы себя в могилу деструктивными мыслями, которые могли только ухудшить ее самочувствие. Но как мы видим творчество творит чудеса. Оно не только помогло художнице пережить все жизненные невзгоды, но и стать известной на весь мир. Фрида — достойный пример стойкости, железной воли, жизнелюбия. Я много раз вспоминала о ней по личным причинам. И именно ее пример помогал мне самой идти дальше и бороться. Если смогла она, то сможем и мы все.

frida

Фрида Кало: 1944 The Broken Column

Ее картины висят в Лувре, Музее современного искусства в Нью-Йорке, продаются за миллионы долларов. Эта женщина стала одним из кумиров XX века, Голливуд борется за право экранизации ее воспоминаний, по ее воспоминаниям создаются балеты, ей посвящаются поэмы, а дневник, напечатанный факсимиле, постоянно переиздается.

Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera), или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón; Койоакан, Мехико, 6 июля 1907 — 13 июля 1954 — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

frida

Фрида

6 июля 1907 г. Дата рождения Фриды Кало де Ривера.
17 сентября 1925 г. Авария.
1928 г. Вступление в Мексиканскую коммунистическую партию.
1929 г. Брак с художником Диего Риверой.
1937 г. Роман с Львом Троцким.
1939 г. Поездка в Париж для участия в тематической выставке мексиканского искусства, развод с Диегой Риверой.
1940 г. Повторный брак с Диего.
1953 г. Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике.
13 июля 1954 г. Дата смерти Фриды Кало.

Судьба мексиканской художницы Фриды Кало полна испытаний. Маленькая и хрупкая, она обладала невероятной внутренней силой, сумевшей победить все невзгоды. История ее жизни – это история непрекращающейся борьбы за жизнь, за любовь, история ненависти, дружбы и предательства, творческих взлетов и падений.

Фрида Кало появилась на свет в пригороде Мехико Койоакане 6 июля 1907 года. Ее отец, который занимался фотографией, был немецким евреем, мать имела мексиканские и индейские корни. Фрида была третьим ребенком в семье.

В 6 лет девочка переболела полиомиелитом, в результате которого она всю жизнь хромала. Ее правая нога была короче левой на несколько сантиметров, из-за чего сверстники обзывали ее ‘деревянной ногой’.

Когда она ехала на своем велосипеде, мы кричали ей: «Frida, pata de palo!» (Фрида — деревянная нога), и она в ярости отвечала проклятьями.

Трудности в таком раннем возрасте только закалили характер Фриды. Назло всем она, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу.

«Если есть в медицине какое-нибудь лекарство, которое возвращает людям чувство юмора, — предложите мне его, так чтобы я немедленно могла его проглотить и посмотреть, эффективно ли оно…»

В 15 лет Кало поступила в одну из лучших подготовительных школ, где планировала изучать медицину. Она быстро заработала авторитет, создав с несколькими учащимися группу ‘Качучас’. В это время она уже писала картины, но к своей живописи относилась несерьезно. Все изменилось в 1923 году, когда она встретила художника Диего Риверу.

frida_diego

Фрида и Диего

Фрида, словно маленькая девчонка, все время ходила вокруг Диего, пытаясь привлечь его внимание. Она говорила всем, что выйдет за него замуж, и, в конце концов, так и вышло. Однако прежде Кало предстояло пройти через настоящий ад.

frida

Фрида Кало: 1923 Self-Portrait

 

Ему ничего не стоило покорить женщину. Хотя он и был внешне безобразен, но легко влюблял в себя женщин с естественностью магнита, притягивающего железо. На самом деле частично его привлекательность заключалась в его чудовищном облике -некрасивость Диего была прекрасным фоном для женщин, любящих поиграть в союз красавицы и чудовища, но самым привлекательным была сама его личность. Он был принц-лягушка, поразительный человек, полный блестящего юмора, живости и очарования. Он мог быть нежным и очень чувственным. Что еще важнее, он был знаменит, а слава, похоже, является неотразимым соблазном для женщин. Говорят, что женщины гонялись за Риверой больше, чем он гонялся за ними. Особенно его преследовали молодые американки определенного типа, роман с Риверой был так же обязателен, как поход к пирамидам Теотиуакана.

Они оба изменяли, расходились и сходились вновь, но, если верить воспоминаниям друзей, Фрида чаще уступала, стараясь сохранить отношения. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней — как с любимой вещью». Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида.

frida

Фрида Кало: 1931 Frida and Diego Rivera

Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Под влиянием мужа менялись и её картины: если самые первые портреты Фрида писала, подражая художникам Возрождения из альбомов по искусству, то благодаря Диего в них проникли воспетые революцией национальные традиции Мексики: наивность ретабло, индейские мотивы и эстетика мексиканского католичества с его театрализацией страдания, сочетающей изображение кровоточащих ран с пышностью цветов, кружев и лент.

frida

Фрида Кало: 1932 autoportrait a la frontiere du mexique et des etats-unis

В 1925 году Фрида попала в ужасную автокатастрофу. Автобус, в котором она ехала, врезалась в трамвай. Железный прут токоприемника вошел в девушку, повредив матку и поломав тазобедренную кость. Ее позвоночник был сломан в трех местах, правая нога раздроблена, ребра переломаны. Врачи в ужасе разводили руками, но она, перенеся более тридцати операций, выжила. Целый год Фрида была прикована к кровати. Постепенно она встала на ноги, а вот иметь детей уже не могла.

frida

Фрида Кало

Со времени несчастного случая я была одержима идеей изобразить вещи такими, какими их видят мои глаза, и больше ничего… Раз несчастный случай изменил мой путь, то многое отвратило меня от исполнения желаний, которые остальными людьми расцениваются как нормальные, а для меня нет ничего более нормального, чем писать то, что не может быть исполнено.

В это непростое для Кало время Диего Ривера находился рядом. Он поддерживал ее как мог. Именно благодаря ему Фрида поверила в свои силы и выкарабкалась. Художник многому научил ее, что касается живописи. Он первым открыл ее талант к рисованию. В ее картинах – полная трагизма жизнь. Собственная жизнь, которую она отчаянно пыталась понять… Часто ее называют художницей сюрреализма, но Фрида всегда отрицала свою причастность к этому направлению. Она говорила, что рисует действительность, которая ее окружает и ничего не выдумывает.

Я пишу на холсте собственную действительность. Единственное – я точно знаю, что мне это необходимо. Я пишу то, что проходит в моём сознании, не слишком размышляя об этом.

 

frida

Фрида Кало: 1938 What the Water Gave Me

Несмотря на все свои страдания Фрида Кало всегда сохраняла живой, жизнерадостный характер — у нее было прекрасное чувство юмора, она постоянно смеялась, подшучивала над собой и друзьями и устраивала вечеринки.

«Нет ничего дороже смеха, — писала она, — с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой». А в другом месте отмечала, что «наиболее смешная вещь в мире — это трагедия».

И все время продолжала бороться с физической болью — нередко лежала в госпитале, носила специальные корсеты, перенесла несколько операций на позвоночнике, после одной из которых навсегда осталась в инвалидном кресле. Спустя время Фрида лишилась правой ноги — она была ампутирована до колена. Но вскоре, на своей первой персональной выставке, художница Фрида Кало смеялась и шутила, как и обычно. Словно в противовес тому, что на картинах Фриды Кало художница никогда не улыбалась.

frida

Фрида Кало: 1935 Self-Portrait

«Зачем ты столько занимаешься? Какую тайну ты хочешь открыть? Жизнь скоро откроет ее тебе. Я уже все знаю, не читая. Совсем недавно, может быть всего лишь несколько дней тому назад, я была ребенком, который вступил в мир красок, четких и осязаемых форм. Все было таинственно, иногда скрыто, и я подозревала, что все вокруг — это игра для меня. Если бы ты знал, как внезапно ужасное осознание, это так, будто разряд молнии осветил землю. Теперь я живу на планете боли, прозрачной, как лед; но это так же, как если бы я все постигла в одну секунду. Мои подруги, мои спутницы медленно становились женщинами, я в одно мгновение стала старухой, и сегодня мне все понятно. Я знаю, что дальше нет ничего такого, что я должна была бы увидеть…»

Так же как Фрида выпрашивала подарки, так она и раздавала их. Если кто-то отнекивался, она очень сердилась, так что вы должны были обязательно принять. Если получение подарков было способом ощутить пришедший к ней мир, то, даря сама, она выводила в этот мир себя и тем подтверждала свои отношения с другими людьми.

Головокружительный роман Кало и Риверы закончился свадьбой. В 1929 году они стали мужем и женой. Ей было 22 года, ему – 43. Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы. Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Диего любил женщин и при случае изменял своей жене. Фрида это знала, но ничего не могла поделать. Позже она говорила, что в ее жизни было две аварии: одна – автомобильная, другая – это Диего. После свадьбы молодожены поселились в ‘голубом доме’, который находился в богатом районе Мехико.

«В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего»

В конце 20-х годов Диего Риверу пригласили на работу в США. Несколько лет пара провела в Америке, из-за чего художника исключили из коммунистической партии. Фрида тоже ушла вслед за ним, но в 1933 году вступила снова. Жизнь за границей заставила ее острее почувствовать несправедливость общественного устройства, значимость национальной культуры. Художница начала коллекционировать старинные произведения искусства, более трепетно относиться к мексиканской культуре, носить национальные костюмы. Определенным образом это повлияло и на ее работы.

frida

Фрида Кало: 1947 le soleil et la vie

frida

Фрида Кало: 1942 nature morte

Она не сосредоточивалась на себе. Когда ты был с ней, ты не чувствовал, что она несчастна. Она была полна интереса к собеседнику и внешнему миру. Она могла сказать: «Расскажи мне кое о чем. Расскажи мне о своем детстве». Фрида говорила, что любит такие рассказы больше, чем кино. Ее всегда это очень трогало, и иногда, когда люди ей что-то рассказывали, она плакала. Она могла слушать часами.

frida

Фрида Кало: 1943 Thinking About Death

В 1937 году в жизни Кало появился советский революционер Лев Троцкий. Спасаясь от преследований на родине, он нашел убежище в Мексике, в доме Диего и Фриды. Ходит множество легенд про отношения Троцкого и Кало, но насколько они правдивы, неизвестно. Согласно самой распространенной версии, советский революционер безумно влюбился в темпераментную мексиканку. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре. У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню. Вскоре они покинули ‘голубой дом’.

frida

Фрида Кало: 1937 Fulang-Chang and I

В 1939 году работы Кало впервые увидели в Европе: несколько ее картин были показаны в Париже в рамках выставки мексиканского искусства. Они оказали на всех невероятное впечатление, а одна работа даже была приобретена Лувром. В то же время у Фриды обострились проблемы со здоровьем. Сильнодействующие наркотические вещества, призванные уменьшить страдания, изменили ее душевное состояние. А через некоторое время и они уже не помогали справляться с болью.

 «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего»

frida

Фрида Кало: Две Фриды

Фрида нередко писала себя одновременно в разных образах и ипостасях. Большое полотно «Две Фриды» создавалось во время бракоразводного процесса; на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье, истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто.

frida

Фрида Кало: 1932 My Birth

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием»

«Я дразню смерть и смеюсь над ней, — любила она говорить, — так что она не может быть со мною хороша».

Фрида, несмотря на плохое здоровье, не оставляла попытки забеременеть и выносить ребенка. К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. Пожалуй, это был первый случай в истории искусства, когда художница с предельной, почти физиологической честностью рассказывала именно о женской боли, да так, что ноги подкашивались у мужчин. Спустя четыре года организатор её парижской выставки Пьер Колле даже не сразу решился выставить эти картины, посчитав их слишком шокирующими.

frida

Фрида Кало: 1932 Henry Ford Hospital

«Наконец та часть жизни женщины, которая всегда была стыдливо скрыта от посторонних взоров, была явлена
в произведении искусства»

frida

Фрида Кало: 1945 moise

frida

Фрида Кало: 1946 The Little Deer

Несчастья преследовали Фриду: после смерти ребёнка она пережила смерть матери, и можно только догадываться, каким ударом для неё стал очередной роман Диего, на этот раз с её же младшей сестрой. Она, тем не менее, винила себя и готова была прощать, только бы не стать «истеричкой» — её соображения на этот счёт до боли похожи на извечный тезис о том, что «женщина должна быть мудрой». Но в случае с Фридой покорность и умение терпеть шли рука об руку с чёрным юмором и иронией.

frida

Фрида Кало: 1943 Roots

Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказма работу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение.

frida

Фрида Кало: 1935 A Few Small Nips

Фрида считала, что ее сюжеты типичны для доколумбового искусства Латинской Америки, где воображаемые миры приравнивались к мирам материальным. Художница одевалась в яркие национальные костюмы Теуантепека (во многом из-за того, что когда-то в этой местности царил матриархат), и эпатировала своими костюмами нью-йоркскую публику. В США Фрида приехала с мужем – коммуниста Диего Риверу пригласили расписать Рокфеллеровский центр, построенный капиталистическими акулами. Из этой затеи ничего не вышло, фрески разрушили. Но именно в США Фрида осознала свою связь с родиной. Одна из главных картин Фриды Кало – «Моя кормилица и я».

фрида

Фрида Кало. Моя кормилица и я

Нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. Она впервые ощутила свою самостоятельность: в одиночку поехала в Нью-Йорк, знакомилась, получала заказы на портреты и заводила романы не потому, что муж был слишком занят, а потому что ей так нравилось. Выставку приняли в целом благосклонно. Конечно, нашлись критики, заявившие, что картины Фриды чересчур «гинекологичны», но это был, скорее, комплимент: наконец та часть жизни женщины, о которой столетиями рассуждали теоретики «женского предназначения», но которая всегда была стыдливо скрыта от посторонних взоров, была явлена в произведении искусства.

frida

Фрида Кало: 1949 letreinte amoureuse de lunivers

Ты не представляешь, какие суки эти люди. Меня от них тошнит. Они все такие «интеллектуальные» и растленные, что я их больше не могу выносить. На мой характер всё это уж чересчур. Лучше я буду сидеть на полу на рынке в Толуке и продавать Тортильи, чем иметь дело с этими «артистическими» суками Парижа. Они часами сидят в кафе, грея свои драгоценные задницы и разговаривая не останавливаясь о «культуре», «искусстве», «революции» и так далее и так далее, при этом они воображают себя богами этого мира, мечтают о самой фантастической чепухе и отравляют воздух теориями, которые никогда не станут действительностью. На следующее утро дома у них нечего есть, потому что никто из них не работает, и они паразитируют на букете богатых сук, которые восхищаются их «гением» и «артистизмом». Дерьмо и только дерьмо, вот что они такое. Я никогда не видела, чтобы Диего или ты тратили время на глупые сплетни или «интеллектуальные» дискуссии. Вот почему вы настоящие мужчины, а не мерзкие «люди искусства». Чёрт возьми! Стоит приехать сюда, только чтобы посмотреть, почему Европа загнивает, почему все эти люди – от хорошего до ничтожного – являются причиной всех этих Гитлеров и Муссолини. Клянусь жизнью, ненавижу это место и буду ненавидеть его вместе с этими людьми до конца своих дней. Во всём столько фальши и нереального, что они могут свести меня с ума. – Фрида о парижской богеме в письме Николасу Мюрэю

frida

Фрида Кало: 1945 Without Hope

За нью-йоркской выставкой последовала парижская, устроенная при непосредственном участии Андре Бретона, который считал Фриду видным сюрреалистом. На выставку она согласилась, но от сюрреализма аккуратно открещивалась.

 «Со времени [несчастного случая] я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза, и больше ничего»

frida

Фрида Кало: 1943 Self-Portrait as a Tehuana

В 1950 году художнице сделали несколько операций на позвоночнике, после чего она год провела в больнице. Она больше не смогла передвигаться самостоятельно и вынуждена была пересесть в инвалидную коляску. А вскоре Фрида лишилась своей правой ноги.

frida

Фрида Кало

В 1953 году в Мексике была организована большая персональная выставка Кало. В галерею ее привезли прямо из больницы. Несмотря на то, что ее состояние было тяжелым, она нашла в себе силы петь и веселиться. Но ни на одном автопортрете того периода художница не улыбалась: хмурое, серьезное лицо, суровый взгляд, плотно сжатые губы.

13 июля 1954 года Фрида Кало умерла от воспаления легких.

«Надеюсь, что мой уход будет удачным, и я больше не вернусь».

фрида

Смерть Фриды Кало

То, что в последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимо. Она не героиня-феминистка и, конечно, не эталон для подражания. Мучительно страдающая от любовной зависимости, из-за разрушенного, принесенного в жертву непонятному языческому богу тела, тем не менее она представляет собой идеал женщины, чей жизненный путь видится образцом сопротивления, воли, настойчивости.

 «Дерево надежды, стой прямо!» — эти строки из дневника звучат как девиз.

Источники: Википедияdnevnik.bigmir.nettvkultura.ruwonderzine.comepitafii.rupeoples.rugallerix.ru

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • Хочу к Меладзе 5 Проверка PR и ТИЦ
    Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU