Евгений Онегин. Балет Бориса Эйфмана

онегин эйфан татьяна

17-18 марта 2017 г. во Дворце молодежи города Екатеринбурга  прошли гастроли балета Бориса Эйфмана  «Евгений Онегин».  Балет восхитил меня слиянием  современности  и классики, своим стилем исполнения, атмосферой будоражащей воображение.

В качестве эпиграфа.

«Обращаясь в своих спектаклях к великой литературе, я пытаюсь выразить искусством хореографии эмоциональное потрясение от соприкосновения с мудростью и творческой мощью наших гениальных предшественников. Слово – это инструмент созидания и разрушения, оно способно возродить или уничтожить.

Язык тела как более древний способ самовыражения несет в себе общепонятные эмоциональные и духовные ценности. И обращаясь к литературному первоисточнику, я ставлю своей целью вскрыть то, что может сегодня волновать моих современников, то, что можно выразить только великим искусством хореографии.

Почему я обратился к роману А. Пушкина «Евгений Онегин», что волнует меня сегодня в нем? Этот роман назван «энциклопедией русской жизни», в нем А. Пушкин прозрел и создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной.

Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» – это еще одна попытка выразить таинство духа.

Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан?

Искусство хореографии не готово ответить на актуальные вопросы жизнеустройства общества. Но, участвуя в творческом их осмыслении, анализе и индивидуальной оценке, мы тем самым участвуем в процессе его совершенствования».

Борис Эйфман

борис эйфман

«Борис Эйфман — создатель своего театра, своего стиля, своей балетной вселенной, которого называют «одним из ведущих хореографов мира», «потрясающим театральным волшебником». Имя Бориса Эйфмана всегда ассоциируется с наиболее интересными художественными экспериментами и смелым прочтением классических произведений.»
Онегин в интерпретации Эйфмана — это взгляд современника на Пушкинскую классику, в котором возвышенность Чайковского протрясли  рок-музыкой Ситковецкого. Герои произведения прошли сквозь эпохи, претерпели некоторые метаморфозы, но они все также узнаваемы как только взгляд пробежит по чертам их лиц, стана и коснется их жестов и движений. А речь их была бы сейчас конечно совсем другая нежели в пушкинскую эпоху.  Но вербальную коммуникацию не изменить настолько сильно, чтобы она смогла помешать зрителю понять смысл произведения, который хотят донести до нас  актеры и автор. Именно эта форма выражения эмоций — танец, где обмануть намеренно невозможно, иначе получится нескладно, мне наиболее симпатизирует. Профессиональные актеры вживаются в свой образ, а образ пускает корни, срастается с ними воедино, становясь одним целым и не отличить уже где они на сцене, а где их герой. И в вихре вариаций, па и пируэтов расскажут нам свою историю балетом.

Бал успешно трансформировался в современную, дискотеку с рок музыкой Ситковецкого. Данная метаморфоза немного обескуражила и вызвала удивление — А точно ли это балет «Онегин»? Удивление длилось несколько минут, пока на сцену не вышла главная героиня Татьяна и здесь все встало на свои места.

дискотека онегин балет

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy  лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

онегин эйфман

Образ Онегина  все также олицетворяет современность как в 18231831 годах. Если интерпретировать строки в 2017 г. можно было заменить мазурку на ведение видеоблога, французский на английский, кланялся — ставил лайки и т.д. Молодой человек не обремененный заботами, мыслями, любитель легкой жизни и легкого дохода. Похожую характеристику в настоящее время можно дать многим молодым людям. Сменилась атрибутика, но суть осталась нерушима. В балете его движения отточены, изящны, немного резки и требовательны. Он немного скучен своей шаблонностью, предсказуемостью. Он оправдывает все ожидания общества-зрителей. Интерес к его персоне  просыпается  лишь когда он перестает действовать и жить на автопилоте и тоже «просыпается». Но по порядку. Не буду каламбурить.

Итак два образа — две сестры — две героини. Разные как день и ночь, луна и солнце, грация и неуклюжесть. Характер каждой, ее внутренний мир — автор раскрывает перед нами не только танцевальными движениями, а также одеждой, мимикой, жестами. Наиболее ярко сущность девушек выражается в парном танце. Мужчина и женщина + и. Притяжение, отрицание, страсть. Каждая героиня обладает своим цветом одежды формирующим о ней первое и самое верное впечатление.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил.

эйфман, онегин, ольга

Образ Ольги. Цвет Ольги — алый, красный. Ольга — это воплощенная женственность, грация, страсть. Она пластичная, гибкая. Ее экстравертность позволяет ей блистать, подстраиваться абсолютно под любого партнера в танце. Хотела бы я сравнить ее движения с порханиями бабочки, но нет. Она как магнитная жидкость, обтекаемая, поддатливая- идеальная основа для создания будущей формы.  Однако заглянув в ее прекрасные небесно-голубые глаза зрителя ждет разочарование. За  ними нет абсолютно ничего, за ними расположилось зеркало, которое отражает все ваши движения, взгляды, сглаживает и выдает вам же вашу копию, в которую вы влюблены. Заглянуть же за само зеркало не представляется совершенно никакой возможности. Ольга — идеальная витрина, статусность, дорогая, добрая, нежная кукла и больше ничего.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

татьяна и онегин

Образ Татьяны. Ее цвет — белый.  Чистота, отрешенность, загадочность. Татьяна полная противоположность сестры. Движения  режут глаз своей неуклюжестью, ассинхроничность вызывает дисгармонию восприятия и пробуждает зачатки эмпатии к героине. Однако ее по-детски, наивная неопытность и неумелость в выражении своих чувств отодвигает на задний план первоначальное отторжение и пробуждает сочувствие, симпатию к ней, как к неопытному птенцу, делающему первые попытки летать.

онегин и татьяна

Эйфман в полной мере раскрывает нам ее внутренний мир. Чего стоит один только сон об Онегине. Каждое движение в нем пропитано страстью, чувственностью. Невероятное преображение в грации, пластике, поражает зрителя. В нем мы видим танец ее души и максимальную открытость перед объектом любви. Письмо Татьяны в балете озвучили, что очень удивило и вызвало еще большую симпатию к героине. Поэтому считаю необходимым привести его здесь тоже.

Цветок, который вот-вот начал раскрываться, продираясь сквозь колючую изгородь, получив отказ — окаменел. Теперь мы видим только стойкость, сухость, твердость. И нет более той ранимой неуклюжести, милой наивности, неопытности — настоящей Татьяны. Нарабатывается грация, но совсем не та, что была у Ольги, а своя, холодная, я бы даже сказала стальная.

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!

татьяна ларина

В своей последней встрече с Онегиным Татьяна полностью преображается, она уже замужем, но знаем мы, что ее новый образ — это всего лишь маска, которую Онегину уже никогда более не приподнять. Однако цвету своему она остается верна. Он по прежнему белый, что дает надежду на то, что она внутри осталась прежней. Все той же загадочной Татьяной, и вспоминая произведений Пушкина, оказываемся правы. Эйфман выразил все в красивом, колком, чувственном парном танце между Онегиным и Татьяной.

Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

***

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

Слова здесь излишни.

Забежав вперед, описывая образ Татьяны, вернусь назад к дуэли.

дуэль ленского и онегина

Дуэль между Онегиным и Ленским, автор балета заменил на драку. Однако против сюжета автор не пошел и Ленский все таки погиб. Но продолжает являться Онегину даже после смерти коря  его и терзая своим поступком. Нечестным, ненужным, бестолковым.

Онегин…
Убив на поединке друга…
Ничем заняться не умел…
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест…
Оставил он свое селенье…
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день…
…То видит он …
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит…

Последняя сцена балета вызвала удивление. Муж Татьяны слеп (в сраженьях изувечен…). Он не видит Онегина, но чувствует, что что-то должно случиться и вызывает его на поединок.  Муж носит темные очки — знак слепоты.  Вновь мы видим драку по вине Онегина, но капля современности трансформировала ее в бой из Матрицы! Нео — Онегин, Мистер Смит — Муж Татьяны. Бой кончен. И Онегин удалился из их мира.

онегин

…Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…
…Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой…

Идут года, бегут года, сменяются эпохи, трансформируется, рождается новая музыка, мир наполняется новым содержимым, люди носят совершенно другую одежду. А тема любви, внутреннего мира (его глубины или полного отсутствия), ревность, дуэли, чести и бесчестья — остается незыблемыми константами в человеческом мире. Ничего не меняется. «А роза пахнет розой хоть розой назови ее хоть нет». Человечество не изменилось настолько, чтобы полностью преобразиться и с удивлением внимать классике. Классика вечна, потому что она  в отличие от всего, что происходит сейчас вокруг — настоящая. Истина, зеркало любой современности, срывающее маски,  отражающее любое общество, каким бы оно ни было. Борис Эйфман, на мой взгляд, обладает поразительным внутренним чутьем. Он, находится в потоке. Он смотрит и видит, он слушает и слышит. Это состояние, близкое к медитативному, позволяет Эйфману трансформировать полученную им информацию, чтобы донести ее до мира . А балет, посредством которого общается с миром, помогает и нам окунуться в этот поток, приближаясь к настоящему.

С благодарностью Борису Эйфману за его талант хореографа.

Метки: , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • Хочу к Меладзе 5 Проверка PR и ТИЦ
    Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU